“60-е!»          дата основания 1 мая 2006 года

60-е!

Журнал о  том  времени…

 

Главная

Советское кино

Режиссеры

Актеры

Жанры

  О журнале         Карта сайта          Реклама         Контакты         Форум           Чат         Почта

Советское кино

 60-х…

 

..это была действительно эпоха расцвета кино,  сделано было  немало, можно сказать, в те годы были сняты практически все фильмы, определившие историю кино - именно кино, ибо в
70-х со "Звёздными войнами" эпоха кино,  закончилась и началась эпоха мультипликации и аттракционов, расцвет которой мы наблюдаем сейчас…

 

                                                                                              Демьян.

«Влюблённые» - очень нетипичное кино для своего времени, о поисках истины, о первых мучительных переживаниях любви.

 

Кино 60-х…                                                         Демьян Коковихин.

 

Когда слышишь это словосочетание, думаешь, - да, кино 60-х… Было такое… было такое и останется в веках… в отличие от того, что последовало потом… Конечно же, и в 70-х, и в 80-х, и даже, как это ни смешно, в 90-х и нулевых было снято предостаточно хороших, очень хороших, талантливых и даже гениальных фильмов. Но, на мой взгляд, безусловный расцвет кино как искусства и как востребованного средства трансляции смыслов пришёлся именно на благословенные 60-е.

К началу 60-х технологии в кино достигли, казалось, невиданных вершин. Звук в кино был уже давно, цвет воцарился как раз к середине 60-х, спецэффекты ещё были в пелёнках – и, оглядываясь назад, можно сказать – слава богу, что в пелёнках. Впрочем, продлилось это совсем недолго. Гениальный Стэнли Кубрик, слепив в 1968 году свою «Космическую Одиссею: 2001 год» практически полностью из спецэффектов, обозначил рубеж – эпоха кино кончилась, начинается что-то новое, неизведанное, может быть, интересное, но, по большому счёту, к искусству кино имеющее весьма опосредованное отношение.

Кино станет, так сказать, «спецэффективнее», но одновременно оно перестанет, как мне кажется, быть кино. Это можно назвать аттракционом, можно назвать мультипликацией, можно назвать самодвижущимися картинками, - назвать всё это великолепие кинематографом как-то язык не поворачивается… Потому что Кино – это про нас, а «Звёздные войны», «Ночные дозоры» и прочие «Армагеддоны» - увы, не про нас.

Но вернёмся в 60-е…

Что нам даёт право сказать, что это была эпоха расцвета в кино?

Почти каждый год выходят шедевры, которые можно с удовольствием смотреть и сейчас. Попробуйте-ка посмотреть какой-нибудь «шедевр» 50-х типа второй части «Ивана Грозного», «Моста через реку Квай», «Бен Гура» или «Клеопатры», вышедшей в 1963 году, но полностью принадлежащей «большестильным» 50-м - от скуки помрёте в первые же 20 минут!.. Про 30-е и 40-е я вообще не говорю, ну а отдельные шедевры, всё-таки сделанные в те библейские времена, того же Чаплина, например, не спасают общую безрадостную картину.

И что же это за шедевры 60-х, спросите вы?

Пожалуйста… конечно же, не все нижеперечисленные фильмы можно отнести к разряду шедевров, тем не менее все они очень показательны в том смысле, что очень хорошо показывают, какие фильмы делали в 60-х.

Наши фильмы

 Серёжа (1960) Георгия Данелии и Игоря Таланкина

 Друг мой, Колька (1960) Александра Митты и Алексея Салтыкова

«А если это любовь?»(1961) Юлия Райзмана

«Евдокия»(1961) Татьяны Лиозновой

«Путь к причалу»(1962) Георгия Данелии

 Иваново детство (1962) Андрея Тарковского

«Девять дней одного года»(1962) Михаила Ромма

«Шумный день»(1962) Анатолия Эфроса и Георгия Натансона

«Живёт такой парень»(1964) Василия Шукшина

«Я шагаю по Москве»(1964) Георгия Данелии

Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён (1964) Элема Климова

«Гамлет»(1964) Григория Козинцева

«Родная кровь»(1964) Михаила Ершова

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) Леонида Гайдая

«Застава Ильича»(1961, выход на экран 1965) Марлена Хуциева

«Дети Дон-Кихота»(1965) Евгения Карелова

«Время, вперёд!»(1965) Михаила Швейцера

«Долгая счастливая жизнь»(1966) Геннадия Шпаликова

«Берегись автомобиля»(1966) Эльдара Рязанова

«Листопад»(1966) Отара Иоселиани

«Кавказская пленница»(1967) Леонида Гайдая

«Война и мир»(1967) Сергея Бондарчука

«Три тополя на Плющихе»(1967) Татьяны Лиозновой

«Бриллиантовая рука»(1968) Леонида Гайдая

«Твой современник»(1968) Юлия Райзмана

«Доживём до понедельника»(1968) Станислава Ростоцкого

«Братья Карамазовы»(1968) Ивана Пырьева

«Золотой телёнок»(1968) Михаила Швейцера

«Ещё раз про любовь»(1968) Георгия Натансона

«Никто не хотел умирать»(1968) Витаутаса Жалакявичуса

«Короткие встречи»(1968) Киры Муратовой

 Влюблённые (1969) Эльёра Ишмухамедова

«Белорусский вокзал»(1969) Андрея Смирнова

 Начало (1970) Глеба Панфилова

«Андрей Рублёв»(1965, выход на экран 1971) Андрея Тарковского

«Любить» Михаила Калика (снят в 1968 году, был положен на полку, вышел на экран только в конце 80-х)

 

Глядя из сегодняшнего дня, понимаешь, что советское кино – а точнее, русское кино, - развивалось практически не соприкасаясь с мировым кинематографом, поэтому темы, герои и тенденции в советском кино и в мировом были совершенно разные. Советский Союз только немножко приоткрылся во время оттепели и реально откроется только когда наступит пресловутая «разрядка», которая по сути своей была первым шагом на пути сдачи Советского Союза его правителями. Соответственно, в 70-х все те тенденции, о которых можно говорить применительно к мировому кино 60-х, проявятся наконец-то и в советском кино, но мы говорим о 60-х.

Все вышеперечисленные советские фильмы можно условно разделить на несколько групп: фильмы о любви в широком смысле – о любви человека к человеку, фильмы о любви в узком смысле, т.е. об отношениях мужчин и женщин, фильмы о времени и фильмы о маленьком человеке. Но, абстрагируясь от всевозможных классификаций, можно предположить следующее.

Советское кино 60-х хотело сказать своему зрителю всего несколько принципиальных вещей:

все люди братья,

все люди – не твари дрожащие, а право имеют, какие бы маленькие они ни были,

любовь стоит того, чтобы жить,

т.к. все люди – братья, а любовь стоит того, чтобы жить, зло – смешно и ничтожно, и победить его – раз плюнуть.

Если коротко, это почти манифест итальянского «неореализма» давно ушедших 50-х, несколько приспособленный к нашим условиям, к нашей, так сказать, нечернозёмной полосе.

Но это нам говорит советское кино 60-х, оторванное от мирового кинопроцесса.

Что же говорит нам кино мировое?

А говорит оно если не совершенно противоположные вещи, то всё-таки несколько иные.

Не наши фильмы

«Телохранитель»(1961) Акиры Куросавы

«Жюль и Джим»(1962) Франсуа Трюффо

«Такова спортивная жизнь»(1963) Линдсея Андерсона

«8 ½»(1963) Федерико Феллини

вестерны Серджо Леоне «За пригоршню долларов»(1964), «На несколько долларов больше»(1965), «Хороший, плохой, злой»(1966)

«Доктор Живаго»(1965) Дэвида Лина

«Бонни и Клайд»(1967) Артура Пенна

«Невеста была в чёрном»(1967) Франсуа Трюффо

«Искатели приключений»(1968) Робера Энрико

«Космическая одиссея: 2001 год»(1968) Стэнли Кубрика

«История любви»(1970) Артура Хиллера

«Соломенные псы»(1971) Сэма Пекинпа

 

И каков же мессидж мирового кино 60-х?

А простой.

Что буржуазная эпоха, век обывателя и уж тем более век «маленького» человека кончился. Время творят герои, которыми в 60-е сплошь и рядом становятся самые натуральные бандиты, причём бандиты вовсе не «благородные», не современные «робин гуды», а самые настоящие бандиты (вестерны Леоне, «Бонни и Клайд») – люди, которые не остановятся ни перед чем, даже перед тем, чтобы пролить невинную кровь, - лишь бы срубить бабла и жить себе в удовольствие. Короче, бал правят бандиты и немного художники («8 ½»), а маленького человека так колбасит по истории из стороны в сторону («Доктор Живаго»), что в конце концов он от этого устаёт и изобретает компьютер, которому настолько не нравится этот самый маленький человек своей ничтожностью и «малым ростом», что он устраивает против него бунт («Космическая Одиссея: 2001 год»). И пропадает наш маленький человек в глубинах космоса, как будто его и не было. И если хочет маленький человек выжить в этом жестоком мире, то остаётся ему самому стать бандитом («Соломенные псы»).

 

И что же мы имеем к концу великого десятилетия Шестидесятых?

 

В советском кино царит маленький человек со своими маленькими радостями и горестями, живёт, любит, страдает, обретает счастье, коли его понимают, «работает», а точнее, ходит на службу.

В мировом – правит бал бандит, человек, так сказать, действия.

Угадайте с одного раза, кто победил в соревновании двух этих «систем»?

Ответ известен, но тем не менее то прекрасное кино, которое было создано в Прекрасные Шестидесятые, в Кинематографические Шестидесятые, осталось. Настоящее Кино, а не аттракционы для подростков, не знающих, как убить свободное время, которого у них вагон.

 

 

 

                                                                     Демьян Коковихин.

Hosted by uCoz