«Друг мой, Колька»

«Иваново детство»

«Начало»

«Серёжа»

«Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён»

 

«Серёжа»(1960) Георгия Данелии и Игоря Таланкина, 23,2 млн.зрителей

«Друг мой, Колька»(1960) Александра Митты и Алексея Салтыкова, 23,8 млн.зрителей (19-е место в прокате)

«Иваново детство»(1962) Андрея Тарковского, 16,7 млн.зрителей

«Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён»(1964) Элема Климова, 13,4 млн.зрителей

«Начало»(1970) Глеба Панфилова, 20,9 млн.зрителей

Право имели…                              Демьян Коковихин

 

Одна из главных тем кино 60-х – маленький человек, его горести и радости, его право на то, чтобы заявить свои права.

Можно было бы сказать, что это главная тема кино 60-х, тема практически всех советских фильмов десятилетия, но, наверное, это было бы слишком смелое заявление.

Тем не менее, некоторые лучшие фильмы тех лет, самым тщательным образом разрабатывали эту тему.

Например:

«Друг мой, Колька»(1960) Александра Митты и Алексея Салтыкова; внешне сюжет этой «детской» ленты был посвящён преодолению пережитков сталинизма в школе и в пионерской организации; в некоей школе мальчишки организовали «тайное общество» с целью помогать слабым и обиженным, об этом каким-то (впрочем, вполне понятным) образом прознало школьное руководство во главе с оплотом сталинизма в этом храме знаний - завучем; ребятам начали в буквальном смысле слова «шить»

 дело, договорились уже до политики, однако за ребят вступился сознательный рабочий (одна из первых ролей одного из любимейших киноактёров советского народа Анатолия Кузнецова, прославившегося чуть позже ролью рядового Сухова в бессмертном «Белом солнце пустыни») – типа «дайте детям поиграть, забудьте свои палаческо-бюрократические замашки»; но это внешний слой сюжета; по сути же это был такой манифест – «дети – тоже люди! они – право имеют! несмотря на то, что дети»;

Андрей Тарковский своим фильмом «Иваново детство»(1962) в более жёсткой форме заявил практически то же самое: ребёнок, пацан 12 лет, потеряв родителей, пошёл на войну – и уже одним этим фактом – что этот малолетка плечом к плечу со взрослыми бился на войне – пусть и не на передовой, а разведчиком в тылу врага, - одним этим фактом он уже заслужил того, чтобы к нему отношение было такое же – как к равному, как к человеку;

одна из самых лучших комедий советского кино «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён»(1964) Элема Климова в острой сатирической форме опять-таки описывает ту же тему: взрослые относятся к детям как к детям, хотят регламентировать каждый их шаг и подстелить на каждом шагу соломки, а они уже давно не дети, они всё понимают – в наш-то просвещённый и информированный век; и при том, что авторы в лоб говорят вроде бы совершенно противоположное: взрослые, не навязывайте детям свои правила игры, а то они станут такими же занудами и идиотами, как и вы (зануду и идиота начальника пионерлагеря товарища Дынина просто гениально сыграл Евгений Евстигнеев – пожалуй, это была лучшая его роль за всю 30-летнюю кинокарьеру), в подтексте совсем другое: они такие же, как вы, только чуть меньше ростом, дайте им свободу – они знают, что с ней делать;

«Начало»(1970) Глеба Панфилова – просто апофеоз темы «маленького» человека в кино 60-х;

простая девушка, работница текстильной фабрики из маленького провинциального городка почти случайно попадает в кино и сразу же гениально исполняет главную роль – роль Жанны Д’Арк; на самом деле гениально играет не девушка с текстильной фабрики, а Инна Чурикова – безусловно, одна из самых лучших актрис советского и русского кино за всю его историю, а фильм про девушку с текстильной фабрики Глеб Панфилов снял только потому, что ему не дали снять «чисто исторический» фильм про Жанну Д’Арк, но тем не менее фильм получился именно про это – про то, что маленький человек может всё, - только дайте ему шанс и свободу реализовать этот шанс;

и, конечно, фильм, который задал некую планку в самом начале десятилетия – это уже упоминавшийся «Серёжа»(1960) Георгия Данелии и Игоря Таланкина; и действительно, ОЧЕНЬ трудно себе представить, чтобы фильм 1930, 1940 или 1950 года посвятили бы описанию жизни мальчика 5 лет, не говоря уже о том, чтобы назвать фильм по его имени; зато в 1960 это прокатило и было принято почти на ура, а, главное, всем это понравилось, - и на большой экран вышли друг мой Колька, малолетка Иван, хулиган Костя Инночкин и простая девушка с текстильной фабрики – в прямом и переносном смысле маленькие люди – которые на самом деле и не маленькие; и вообще – нет маленьких людей.

 

Тогда «маленький» человек «право имел». По крайней мере – в кино. Пока на это его право не наложил свою грязную лапу совсем не маленький человек – бандит с большой дороги. Но случится это позже. Чуть позднее, чем в мировом кинематографе, но случится. В 80-х на экран сперва робко, несмело, выйдут первые бандиты. В 90-х и «нулевых» они оккупируют экран полностью. Люди будут взахлёб смотреть сериал «Бригада» и с грустью вспоминать то легендарное время, когда никаких «бригад» и в помине не было.

И сейчас – глядя из нашего времени – остаётся только удивляться: неужели было это время? Когда «маленький» человек «право имел»?          

                                                 Демьян Коковихин

Подпись: Актеры:
Е. Евстигнеев, А. Алейникова, И. Рутберг, А. Смирнов, Витя Косых и другие 
Подпись: ...дайте детям поиграть, забудьте свои палаческо-бюрократические замашки….

«Начало»(1970) Глеба Панфилова – просто апофеоз темы «маленького» человека в кино 60-х...

Hosted by uCoz